2-3 ДЕКАБРЯ / ВЫСТАВКА-КОНЦЕРТ «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей»

10-11 ДЕКАБРЯ / Видеоперфоманс «Каравайчук. Погружение»

Ретроспектива Олега Каравайчука

«Ленфильм»


КУРАТОР ПРОЕКТА – ОЛЕГ НЕСТЕРОВ

Серия уникальных событий,

посвященных композитору

Олегу Каравайчуку

2-3 ДЕКАБРЯ / ВЫСТАВКА-КОНЦЕРТ «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей»
10-11 ДЕКАБРЯ / Видеоперфоманс «Каравайчук. Погружение»
Ретроспектика Олега Каравайчука
«Ленфильм»





Серия уникальных событий,
посвященных композитору
Олегу Каравайчуку






КУРАТОР ПРОЕКТА – ОЛЕГ НЕСТЕРОВ



Выставка-концерт «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей»

Часть большого исследовательского проекта Олега Нестерова «Три степени свободы. Музыка > Кино > СССР», посвященного феномену советской киномузыки.

В Советском союзе музыку для фильмов писали Шостакович и Прокофьев, Канчели и Губайдулина, Шнитке и Вайнберг. Нигде в мире композиторы такого высокого уровня не работали в кино. Для советских композиторов киномузыка стала самым свободным проявлением в искусстве: существуя официально, она могла не вписываться в каноны «социалистического реализма». Первым героем этого проекта стал Альфред Шнитке (2021), вторая часть посвящена Олегу Каравайчуку и приурочена к 95-летнему юбилею композитора и музыканта.


Олег Каравайчук

После почти десяти лет работы в кино Олег Каравайчук навсегда отказался от традиционного подхода, с масштабными партитурами и большими оркестрами, его музыка стала «музыкой вообще», в более широком смысле, чем просто классическая музыка, он стал воспринимать ее как организованный звук, часто стирая грань между музыкальным и шумовым эффектами.

В отличие от общепринятого «голливудского» подхода, где музыка всегда поддерживает изображение, он использовал контрапунктический метод, с которого начинался советский звуковой кинематограф, когда звук и музыка резко не совпадали со зрительными образами, придавая фильму новое содержание, которого не было ни в изображении, ни в диалогах.


Наш проект

Это попытка отделить музыку от кадра и присоединить ее к вечности. Путешествие по миру киномузыки Олега Николаевича начнется с видеоинсталляции Михаила Заиканова, а продолжится удивительной пространственной композицией, созданной Олегом Нестеровым на основе произведений Каравайчука и приоткрывающей тайны его творчества. Дирижером акусмониума, оркестра громкоговорителей, станет Илья Symphocat, исполнитель и композитор, работающий на стыке электронной музыки, современной классической музыки и минимализма.

«Каравайчук. Оркестр громкоговорителей»

2 и 3 декабря в Четвертом павильоне киностудии «Ленфильм» состоятся выставки-концерты с пространственным звуком «Каравайчук. Оркестр громкоговорителей». Впервые музыка Олега Каравайчука будет исполнена на акусмониуме — оркестре из почти полусотни громкоговорителей.

Локация

Четвертый павильон «Ленфильма» — место, в котором родилось кино в России. Именно здесь находился театр «Аквариум», в котором выступали Шаляпин и Утесов, а в мае 1896 года прошел самый первый киносеанс в России. Эти стены слышали и видели съемки легендарных фильмов Авербаха и Мельникова, Германа и Сокурова.

Акусмониум

Это первый в своем роде «оркестр громкоговорителей», созданный для живого исполнения электронной акусматической музыки, заранее записанной на физических носителях. Акусматика отличается от других музыкальных направлений тем, что у нее есть новое измерение — пространственное. Это «кино для ушей».
Программа

В программе выставки-концерта прозвучит музыка из фильмов «Долгие проводы» и «Короткие встречи» Киры Муратовой; «Монолог», «Чужие письма» и «Драма из старинной жизни» Ильи Авербаха; «Городской романс» Петра Тодоровского; «Мама вышла замуж» и «Ксения, любимая жена Федора» Виталия Мельникова; «Летняя поездка к морю» Семена Арановича. Всего у композитора было более сотни работ в кино, и его основной творческой лабораторией всегда оставался «Ленфильм».
Автор видеоинсталляции

Михаил Заиканов, художник и видеохудожник, известный своими работами для МХТ им. А. П. Чехова, Театра Олега Табакова, Центра им. Вс. Мейерхольда, Театра «Практика» и других.

«Каравайчук. Погружение»

10 и 11 декабря состоится медитативное видеопогружение в мир музыки и слов Олега Каравайчука: впервые на большом экране в режиме нон-стоп будут показаны уникальные записи концертов и монологов Каравайчука, собранные Сергеем Ландо.


Зрители получат уникальную возможность встречи с Сергеем Ландо. Оператор-постановщик «Ленфильма» снимал Олега Каравайчука с 2002 по 2016 год. Гости смогут встретиться с Сергеем Ландо 10 и 11 декабря в 16:00.

Локация

Директорский зал Киностудии «Ленфильм» — легендарное место, в котором проходили худсоветы: именно там на суд строгих редакторов студии свои фильмы представляли Илья Авербах и Динара Асанова, Виталий Мельников и Семен Аранович, Александр Сокуров и Алексей Герман. В Директорский зал зрители попадут через не менее легендарный «Психодром», ленфильмовское фойе, в котором в сигаретном дыму рождались и обсуждались фильмы Студии.
Программа

Впервые в истории будут показаны уникальные материалы из архива Фонд поддержки культурных проектов и сохранения наследия Oлега Kаравайчука. Это более 20 часов записей, сделанные Сергеем Ландо с 2004 по 2010 год: Олег Николаевич играет на рояле сидя, стоя, лежа. Музыка прерывается лишь на его афористические монологи. Часть материала предоставлена Тамарой Пономаренко.
Автор видеоперфоманса

Сергей Ландо — оператор-постановщик киностудии «Ленфильм», много лет работающий в документальном кино, режиссер биографического фильма об Олеге Каравайчуке «Небесный тапер». Он снимал композитора с 2002 по 2016 год и собрал уникальные материалы репетиций и концертов Маэстро, часть из которых будет представлена публике в проекте «Каравайчук. Погружение».
Билеты

Вход свободный по регистрации.

Ретроспектива Олега Каравайчука

На «Ленфильме» стартует ретроспектива Олега Каравайчука. 12 декабря на большом экране покажут картину «Ксения, любимая жена Федора» и 19 декабря фильм «Монолог», в которых Каравайчук выступил композитором.

12 декабря в 18:30
Билеты

«Ксения, любимая жена Федора»

реж. Виталий Мельников, Россия, 1974

Душевная мелодрама о непростых семейных отношениях. О том, что счастье — не в материальном. Истинная человеческая радость — в искренности, любви и душевной щедрости.
Виталий Мельников отмечал, что в его творчестве образовалась «киногалерея женских портретов и судеб», которую он решил пополнить, создав картину «Ксения, любимая жена Федора».
19 декабря в 18:00
Билеты

«Монолог»


реж. Илья Авербах, СССР, 1972

Тонкая драма о конфликте поколений. На экране — отец, его непутевая дочь и внучка. Старый профессор Никодим Васильевич Сретенский вынужден мириться с нравами молодежи и пожертвовать укладом своей жизни из-за внезапного приезда родственников. Героям предстоит научиться любить, понимать и прощать друг друга.
В 1973 году фильм побывал в Каннах и номинировался на Золотую пальмовую ветвь.

«Три степени свободы.

Музыка > Кино > СССР»

Мультиплатформенный проект, по каждому автору выходит книга, сайт, сборник музыки (OST) — в цифровом пространстве и на виниловой пластинке. Ключевым событием становится выставка-концерт. В 2021 году главным героем проекта был Альфред Шнитке: вышли музыкальный сборник в цифровом пространстве и на виниле, книга издательства «Порядок слов». Герой 2022 года — Олег Каравайчук.


Сайт проекта

Телеграм-канал проекта

Команда


Олег Нестеров, автор проекта

Саша Ахмадщина, креативный продюсер

Константин Нафиков, продюсер

Наталия Фролова, продюсер

Анастасия Погорелова, координатор

Михаил Заиканов, художник

Татьяна Артамонова, художник-экспозиционер

Антон Яхонтов, архитектор пространственного звука

Илья Symphocat, звукорежиссер, дирижер

Леонид Грищенко, настройка акусмониума

Борис Алексеев (Classic Multimedia Group),

подготовка и реставрация аудиоматериалов

Евгений Потапенко, светорежиссер

Александр Патраш, художник по свету

Анастасия Blur, фотограф, координатор

Арина Журавлева, дизайнер

Елена Баркова, PR и сайт

Михаил Денежкин, SMM

При поддержке

Технический партнер

Информационные партнеры

Свяжитесь с нами по любому вопросу в социальных сетях